Помните в "Сталкере" - Зона? Таинственное место, куда не заглядывают обыкновенные люди и где происходят самые невероятные чудеса, например, сбываются человеческие желания.
Но, заметьте, не все желания, а только самые сокровенные.
Герои Тарковского так и не решились войти в комнату, где исполняются желания, за себя побоялись, а может быть - за человеческое в себе?
Ведь черт его знает, какие безумные страсти таятся на донышке наших душ?

Да, давненько был снят этот фильм: за прошедшие 35 лет не только отдельные авантюрные личности, вроде Профессора и Писателя рискнули заглянуть в Зону, но и весь советский народ, как один человек, повалил туда. Причем, подавляющее большинство, не колеблясь, поперло прямо в Комнату исполнения желаний.

На первом этапе, слава тебе господи, желания многих оказались довольно банальными и очень естественными: невиданная дотоле приличная одежда, кооперативная квартира без проблем.
Потом, поднимай выше: престижная иномарка, особняк и, конечно - деньги.

Были и тогда чудаки-идеалисты. Они оперировали вроде как отвлеченными понятиями, такими как ныне осмеянные "свобода", "правовое государство" и прочие идеи, так и оставшиеся экзотикой.

Но и тогда, в самом начале 90-ых, когда ворота в Зону только распахнулись, отдельные титаны духа жаждали большего. Совсем другого: запретного, тщательно скрываемого. Помните, да кто же забудет этого могучего сибиряка, потрясавшего мир своим громоподобным "Штэ-ээ".
Он не мелочился: власть, чистая, рафинированная власть, вот что его интересовало. И не его одного. Конные памятники некоторым основоположникам новорожденных государств уже украшают иные постсоветские столицы. Боюсь, это только начало: ваять и ваять еще скульпторам, ваять и ваять...

Мало памятников, во многих постсоветских государствах мифы об отцах-основателях (они же "отцы нации" ближе к югу, "отцы демократии" ближе к северу) являются системообразующими.

Впрочем, речь не о скульпторах и даже не об их властолюбивых моделях. Речь о нас с вами.
Начелночились от души, настоялись в очередях к Мавроди, насуетились. Многие поели-погуляли, кое-кто разбогател, большинство так или иначе приспособилось.

И тут выяснилось, что Зона, гораздо коварней , чем предполагали Тарковский со Стругацкими: человеческие желания удовлетворяются по частям, слоями, начиная с самых поверхностных и до самых глубинных. Прямо " Уж не хочет быть она дворянкой, хочет быть вольною царицей".

Отъевшись и разжившись иномарками, мы захотели Триумфа Цезаря.
Никаких проблем - волшебная комната работает - вот вам, пожалуйста - медь литавров и мавританские пленники. Поменьше, разумеется, масштабом, поскольку первое начало термодинамики еще никто не отменял, и за рублевские особняки и океанские яхты приходится расплачиваться. Но, тем не менее, самые, что ни на есть триумфы: от моря до океана, с вассалами и сателлитами.

И как положено во всяком уважающем себя тридевятом царстве, простофиль-стариков (а равно - молодых и среднего возраста простофиль), которые ловят золотых и обычных рыбок, из царских палат выталкивают взашей.
Но вы же этого хотели: "Ну теперь твоя душенька довольна"?

Нет, не довольна. Она хочет быть еще владычицей морскою. Но здесь по классику - рано или поздно - разбитое корыто. Однако и это не конец сказки.
Поэтому, не претендуя разумеется на литературные лавры, я позволю себе заглянуть за разбитое корыто, которым заканчивается пушкинское повествование, и вернусь к волшебной комнате, продолжающей свою разрушительную работу.

Нам осталось совсем немного до самого донышка нашего коллективного-бессознательного, и уже видно, что на этом донышке лежит - ненависть. Стоит только без противогаза заглянуть в наши социальные сети, чтобы задохнуться от ее удушливых паров. Это я сегодня полдня читал комментарии в разных изданиях и по разным поводам. Только комментарии.

Теперь вы понимаете, почему это странное место, где выполняются самые сокровенные желания называется Зоной? Потому, что массовая "сбыча мечт" нашего извечно несвободного народа прямиком ведет в нее самую - в зону, которая пишется с прописной буквы.

Возникает вечный русский вопрос: "Что делать"?
Для начала, хотя бы, не бежать впереди паровоза, торопливо забивая костыли в свежепроложенный путь к новому "Гулагу".
Пора бы и опамятоваться: чай не дети уже, какими были в 1917.

Ну а вообще, нужно учиться держать свои желания в руках, даже самые глубинные, самые искренние, самые праведные.

Илья Константинов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены